Ценовой разрыв между квартирами в новостройках и «вторичкой», который, по данным ЦБ, осенью достиг 42%, должен уменьшиться до 10%. Об этом в интервью РБК сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
«На мой взгляд, этот разрыв должен сокращаться. Потому что он несет риски для людей, для банков. До того как у нас были внедрены массовые льготные программы, он составлял около 10%. В перспективе нескольких лет мы должны вернуться к такому, более нормальному разрыву в цене жилья на первичном и вторичном рынках», — сказала Эльвира Набиуллина.
Сроки снижения ценового разрыва между «первичкой» и «вторичкой», по ее словам, будут зависеть от распространенности льготных программ.
«Но сейчас говорить о том, какими темпами он будет снижаться, наверное, преждевременно», — добавила глава регулятора.
В ЦБ заявили, что ценовой разрыв между «первичкой» и «вторичкой» достиг 42%
Проблема разрыва в стоимости между «первичкой» и «вторичкой» будет усиливаться в ближайшее время, считает гендиректор «ПИА Недвижимость» Максим Ельцов.
«Она будет увеличиваться ровно столько времени, пока существуют более-менее сильные программы льготной ипотеки и пока на высоком уровне находится ключевая ставка, которая до минимума снижает объем спроса и количество сделок на вторичном рынке. За счет чего можно преодолеть ценовой разрыв между сегментами — главный и весьма драматичный вопрос», — заявил эксперт.
По его словам, самое логичное и простое решение — чтобы цена «вторички» доросла до стоимости «первички». Но при нынешней ключевой ставке и уровне ипотечных ставок эта цель является недостижимой.
«А снижение цен „первички“ до „вторички“ приведет к еще более серьезному дисбалансу рынка, это жесткий кризисный сценарий для рынка жилья. Наиболее вероятный и мягкий путь, который займет не один год, — снижение рыночных ставок на „вторичке“, чтобы спрос был в бодром адекватном состоянии, постепенное отключение льготной ипотеки, переход от господдержки к точечной поддержке спроса на „первичке“, чтобы этот рынок жил уже самостоятельно на спросе, который генерируется на рыночных условиях», — добавил специалист.
Генеральный директор агентства недвижимости «Итака» Василий Павлов подчеркнул, что в Санкт-Петербурге разница между рекламными ценами «первички» и «вторички» увеличивается последние два года.
«Сейчас этот разрыв, по нашим данным, составляет около 20%. И одновременно с этим всегда существовала разница между рекламными ценами и ценами фактических продаж. По „вторичке“ этот разрыв сейчас тоже достиг 20%. В итоге рекламные цены на „первичку“ примерно на 40% больше, чем фактические цены на готовое жилье», — объяснил Василий Павлов.
Спикер считает, что цель сделать разрыв по ценам между новостройками и готовым жильем в 10% является достижимой. Но это точно произойдет не в следующем году.
«Снижение ценового разрыва напрямую зависит от разницы стоимости обычной и субсидированной ипотеки. Чем она больше, тем больше разрыв между ценами на „первичку“ и „вторичку“. Но уменьшение этого разрыва не является самоцелью. Главная задача — снижение цен на новостройки. При решении этого вопроса попутно будет происходить и сокращение разницы между сегментами», — добавил Василий Павлов.