Всем привет!
Звонит мне человек пару месяцев назад:
- Антонина, здравствуйте! Помогите советом: купили квартиру, сделку проводили через Домклик с электронной регистрацией и расчетами через Сервис безопасных расчетов (СБР). У меня есть риелтор, который проверял квартиру. Есть риелтор у продавца. Никаких ограничений и обременений на квартире не было. В процессе регистрации сделки, в Росреестр поступило информационное письмо из МВД, и регистратор сделал приостановку. Прошли уже 2 недели, а результата нет. Честно сказать, уже нет желания покупать эту квартиру, т.к. история растянулась на неопределённый срок.
В процессе разговора, я выяснила, что продавцу квартира принадлежит на основании исполненного договора ренты. Между продавцом и родственником получателя ренты (который только умер) возник какой-то семейный спор, после чего, этот родственник написал заявление в МВД по поводу мошеннический действий со стороны Продавца.
Со слов Продавца, этот родственник решил повредничать и помешать спокойной продаже квартиры. И в целом у него получилось, т.к. бюрократическая машина в этом направлении сейчас работает хорошо.
Что произошло?
Родственник написал заявление в МВД, которое отправило информационное письмо в Росреестр с примерным текстом типа «в МВД поступило обращение от некого гражданина, который сообщает о возможных мошеннических действия в отношении квартиры, расположенной по такому-то адресу… Регистратор, будь бдителен!»
Регистратор бдителен: он сделал приостановку на 3 месяца и скорее всего сделал запрос в МВД по актуальности этого письма.
Основной вопрос от звонящего был: что делать, как выйти из ситуации, как вернуть деньги?
И тут я возвращаюсь к теме моего блога: аккредитив или СБР.
Если бы в расчётах стороны использовали аккредитив, то деньги после окончания срока аккредитива вернулись бы покупателю на его счёт, но стороны использовали в расчетах СБР, где деньги возвращаются покупателю в двух случаях: 1) отказ Росреестра в регистрации сделки; 2) совместное заявление сторон. Т.е. при СБР покупатель полностью зависит от продавца и его настроений, ну и Росреестра.
Мы обсудили всю эту историю со звонящим, в том числе про особенности в расчётах, я дала свои рекомендации по действиям с Росреестром и МВД, и мы расстались.
Прошел месяц, опять звонок от этого человека:
- Антонина, помните я вам звонил месяц назад с приостановкой? У нас нет никаких изменений с приостановкой, теперь я хочу расторгнуть сделку, но продавец не хочет и избегает общения, что делать?
До окончания приостановки оставалось чуть больше месяца: я объяснила звонящему, что это информационное письмо от МВД не является причиной для отказа в регистрации и я на 99% уверена, что после окончания приостановки, регистратор проведет регистрацию. Проходили уже такое. Мы опять обсудили возможные дальнейшие действия с его стороны и расстались.
Это я всё к чему пишу?
Если бы стороны использовали в расчётах аккредитив, то у покупателя бы не было головной боли в части возврата своих денег в случае форс-мажора по покупаемой квартире/Продавцу.
Клиент не мой, но я жду продолжения этой истории, т.к. она пока не закончилась. Хочется верить, что этот вопрос решится положительно для всех сторон. Если мне будет известен конец этой истории, я обязательно с вами поделюсь😊